Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль

Добавить сообщение

 
Разбор шедевра Черника
Меня, как графомана, коим нарёк меня великий пиит Черник, интересует вот какой момент: правомерна ли смена ритма во втором катрене его шедевра, и если да, то чем она обусловлена.


Вышел на улицу. Ночь на дворе.
Воздух прохладный, смиренный покой.
Звезды сияют в осенней поре.
Месяц беседует тихо с волной.

Скоро зима, завьюжат метели,
Пологом белым укроют поля.
Птицы на юг давно улетели.
Грусть по аллее несут тополя.

Тихая ночь. Осень дышит прохладой.
Легкая грусть появилась в душе.
Ты для меня была болью, отрадой…
Кончилось счастье в моем «шалаше».

Пусть же закружит зима поскорее!
Холод остудит горячую кровь.
Только вот ночи, назло мне, длиннее.
Сон возвращает тебя вновь и вновь.


Что ещё меня смущает в этом стихотворении. Ну, во-первых, вот эта нелепость "звезды сияют в осенней поре". Пора - это как бы временная характеристика. Можно сказать звёзды нашей эпохи, тогда есть понимание что в разные времена вспыхивали те или иные звёзды. Здесь же мы имеем дело с картинкой, т.е. звёзды сияют в небе, а не в поре. Поэтому образ ошибочный.

Далее если вы хорошо чувствуете ритмику, то должны почувствовать как между [Скоро зима] и [завьюжат метели] просится союз и. Просто вопит. Тут Черник сменил ритм, т.е. удареность слогов. И стих стал несколько кривым. Как и в строке Птицы на юг давно улетели просится так: птицы на юг [уж] давно улетели.

Теперь грусть. С одной стороны грусть, которую как какую-то вопиющую заразу разносят тополя, с другой лёгкая грусть которая появилась в душе буквально через строчку. Видимо в книжках, которые читает Черник, ничего не сказано о том, что есть другие слова, которые могутнести схожий смысл, чтобы избавить читателя от набивающих оскомину повторов.

В третьем катрене появляется ещё один слог, которого так не хватает во втором. Видимо автор вспомнил, что так-то оно лучше и решил порадовать читателя 11 слогом. И что очень забавно дальше придраться вроде бы и не к чему. ну рифмы избитые, так и что? Т.е. на лицо две не вполне удачные смены ритма в стихотворении состоящем из четырёх куплетов.

Черник утверждает, что такие смены ритма правомерны. И об этом гласит теория стихосложения. Я не читал его умных книг, но у меня слух. Я ж музыкант. И чувствую фальш сразу же при певром прочтении. Я не против аритмичных стихов. Я даже люблю такие читать. Но это разумеется совершенно не имеет никакого отношения к Чернику. Чтобы не быть голословным приведу пример стихотворения с достаточно сложным ритмом, но который по сути гармоничен.



Анна Бессмертная
I
Когда-то давно, когда война еще не была объявлена,
Мы жили… каждая в своих снах…
И не знали, что в скором времени встретим дьявола-
Искусителя, от которого не спасет ни Будда, ни Иегова, ни Аллах.
Сейчас ты называешь это
Прирученным тобою словечком «crush».
Слишком близко прошли обжигающие кометы,
И эту близость ты ни за что уже не отдашь,
Будешь хранить ее там же, где я свою:
На чердаке, в шкатулке с надписью «only U»
Когда-то давно, когда война уже шла своим чередом,
И не было сил, чтобы остановиться или остановить ее,
Мы не знали, что именно так мы и строим дом,
Где будет чердак, шкатулка, отложенное на потом шитье,
К которому не возвращаются, но о котором нельзя забыть.
Ах, моя дорогая, если бы да кабы
Обе, наверное, сейчас были бы слишком заняты своим счастьем,
Чтобы вспоминать друг о друге,
А раз все-таки вспоминаемся часто
Сквозь время, расстояние, смех и ругань,
Значит, дьявол все еще в силе.
Что для него километро-мили
Двух (или больше?) человеческих судеб?
Хотя каждая из нас теперь в своем озере рыбу удит…
Не так давно, когда было достигнуто мирное соглашение
Путем краткосрочных, но действенных переговоров,
Нам был подарен старинный город,
Чтобы на несколько часов наша тоска стала его украшением.

II.
Нас с тобой по сей день связывают нерушимые узы.
Они не истлели за промежуток лет,
Которого тебе хватило, чтобы точно попасть шаром в лузу,
Угадать и выдрать у жизни выигрышный лотерейный билет.
Вспоминаются какие-то малозначимые детали,
Все это венчает автобусная остановка и горький смех,
Конечно, мы втроем странно смотрелись на фоне всех
Остальных, несущих в душах усталость.
А за пару часов до этого за руки по Тверской,
Как две восторженные институтки.
Время секунды отсчитывало песком,
Но мы не думали о том, что, возможно, все это чья-то шутка.
Мы гордились собою, преодолевшими
Расстояние, растерянность, привычку быть рядом суками.
Теперь ты знаешь, с чем банановый ликер надо смешивать,
А я, вчера за монитором с прошлым аукаясь,
Поняла, что оно отгорело. Просто,
Неожиданно очнувшись от зимних стуж,
Город превратился в необитаемый остров
Для двух истосковавшихся женских душ…

Вот стихотворение, где изначально прыгает размер, но прыгает очень гармонично и сбалансированно.
17:17 19/02
Сообщение:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло. Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Сайт: Логин: Пароль:
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.