Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль

Добавить сообщение

 
Всё нормально! Если автор пишет медленно и мало, значит:

а) автор добросовестный, не халтурщик;
б) на автора не работают "литературные негры";
в) у автора есть шанс разработать свой собственный авторский стиль, что в современной литературе очень-очень большой дефицит!

Это графоманы пишут как попало - всё равно друзья зайдут и расхвалят в комментариях, зачем им стараться?

Я пишу очень медленно и скурпулёзно. Лучше за год накропать одну увлекательную повесть, чем пять неинтересных романов. Моя позиция изложена в очерке "Архитектоника в романах и Вася Пупкин в луже". Копирую очерк со своего сайта http://aprilday.ho.ua сюда на форум.

-------------------------
Архитектоника в романах и Вася Пупкин в луже


Нижеследующее является моим личным мнением. Совпадение имён, фамилий и событий с реальными является случайным. Спорить ради пустопорожних споров не буду, и не надейтесь!

Что ж, как воскликнул один хороший человек, когда его запихнули в ракету, - "Поехали!"

"Архитектоника - в литературе (вероятно, от греч. architektonike - строительное искусство) внешнее построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов." Это написано в словарях.

Постараюсь перевести на нормальный язык - единое целое составляется из разных частей. Если это художественный образ персонажа, то оный показывается многопланово. В разных, банально говоря, ситуациях. С разных сторон. Комплексно. Как себя ведёт и в бытовых условиях, и в экстремальных, и во время созидательной деятельности, и в лирических эпизодах. Вышеперечисленные примеры антуража, куда персонаж помещается властной рукой автора, тоже можно воспринимать как элементы архитектоники.

Всё правильно, скажете вы, нужно создавать жизнеспособный мир, в котором действует, к примеру, Вася Пупкин. Иначе в воображении читателя не возникнет полноценной и полноцветной картины, и образ господина Пупкина останется серым, невзрачным и незапоминающимся. Не поверит читатель в такого человека. Не примет в свой дом как родного (в отличие от героев телесериалов) и не станет переживать за его судьбу.

Увы, не всё так безоблачно, иначе мне незачем было бы все эти буквы на клавиатуре отстукивать. Начну издалека.

В СНГ романом считается произведение от 400 000 печатных знаков для карманной книжки и от 600 000 оных знаков для твёрдой обложки. Наверняка вы видели на сайтах издательств требование типа: "принимаем рукописи от 15 авторских листов..." Авторский лист - 40 000 знаков с пробелами. (На Западе другие подсчёты - в словах. Романом считается произведение от 40 000 слов. То есть, нетленка на 300 килобайт вполне может быть таковым, что вдвое меньше СНГшных стандартов.)

Но вернёмся к литературе СНГшной. Как вы думаете, легко ли придумать такой сюжет, чтобы событий (со всеми их подробными описаниями) хватило на 600 килобайт? Более двухсот страниц в Word шрифтом Times New Roman, размером 12? Нелегко, скажете вы. И вот здесь на помощь приходит архитектоника - множественность элементов, из которых строятся образы.

Скажу сразу - профессиональные редакторы на Западе (только действительно профессиональные) презрительно называют это "padding" - "набивка", или "наполнение". Та набивка, что заполняет пустоту. Как внутри диванных подушек, так и в литературном произведении.

Например, берётся событие "Вася Пупкин утром вышел из дома" (в данном случае неважно, завязка ли это в романе или нет - просто событие). Думаете, можно растянуть это на два десятка страниц? Можно! По принципу архитектоники господин Пупкин показывается и потягивающимся в постели, и чистящим зубы, и смотрящим в зеркало на свои круги под глазами, и гладящим кошку, и натягивающим носки, и завязывающим галстук, и дующим на горячий чай, и закрывающим форточку, и надевающим пальто, и завязывающим шнурки... И всё это - с претензией на многоплановость образа! А как же! Архитектонику-то никто не отменял! Eсть два десятка страниц! План выполнен!

Но вот только всем понятно, что это - "набивка". "Вода," ничего не имеющая общего с настоящим, ХУДОЖЕСТВЕННЫМ раскрытием характера. На том же Западе вышеупомянутые редакторы это называют не просто "padding", а "insignificant padding", что можно перевести как "ничего не значащая, бессодержательная набивка". Текст ради объёма. Ради толщины книжки! И ценят хорошие издатели тексты небольшие, но без "воды". Краткость там ещё не отреклась от таланта.

Но это на буржуйщине. А в СНГ приходится очень сильно работать над пресловутой набивкой, ибо роман по местным меркам должен быть вдвое толще! Архитектоника любезно предоставляет такой инструментарий: пихайте в книги бессмысленные потоки сознания, многостраничные размышления по общей теории всего на свете, описания чего попало с претензией на символизм, незначительные события, которые к раскрытию художественных образов имеют отношение ещё меньшее, чем попугай к филармонии... . Кто из вас не покупал толстой книжки в надежде долго получать удовольствие, но бросал скучное чтение на пятидесятой странице из восьмиста? Объёма - на двести рублей, а интересных событий - на копейку... Где все те "страшные опасности и ужасные приключения" из сказки про Буратино? Где могикане и Фенимор Купер? Где Стивенсон и его пираты? Где ИНТЕРЕСНОСТЬ?!!!

Вместо оной интересности - Вася Пупкин "пинает носком идеально вычищенного ботинка рыжую бродячую собаку и плюёт на облупленные и ржавые почтовые ящики в полутёмном подъезде". Зато характер персонажа очень хорошо раскрыт, а как же! Да зачем он вообще этот сюжет нужен? Всё равно имя раскрученное - издадут как миленькие! И покупать будут, в надежде, что раз такая толстая книжка издана таким большим тиражом, то, наверное, хорошая. Восемьсот килобайт нашлёпал, что-то у других авторов "позаимствовал" (а кто узнает? идеи-то спёрты у никому неизвестных и начинающих!) - продукт готов! План перевыполнен! Архитектоники - хоть залейся!..

Грустно? Грустно. Деградирует литература потому, что критерии качества сильно занижены. Ради требуемого издательствами объёма авторы-ремесленники пишут одну "воду". Ну, разбавляют кровью и ещё кое-чем, чтобы хоть как-то внимание привлечь, чтоб уж совсем не была "нетленка" снотворной. Лучше, думают, пусть будет тошнотворной...

Вот поэтому мне нравятся сериалы (стоп! не надо бросать в меня камни! не те сериалы, что по телевизору!) - произведения, для которых планируется продолжение. Если автор и сам не знает, сколько книг цикла напишет, то над каждой будет работать добросовестно - иначе это самое продолжение никто попросту не купит. И даже бесплатно из сети не скачает. И никакая архитектоника оправданием не послужит! Не будет же автор уговаривать читателя: "книжка хорошая - хоть и скучная до безобразия, но там же всё многопланово показано! вплоть до размера, глубины, объёма, химического состава и температуры воды в луже, куда пьяный Вася Пупкин плюхнулся!"

Увы, архитектоника - не единственное, что превратилось из кисти художника в поролоновый валик маляра. И другие инструменты тоже (в деградировавшей и профанской форме) успешно используются ремесленниками. Но о них - в следующий раз... :)
12:10 10/04
Сообщение:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло. Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Сайт: Логин: Пароль:
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.