Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль

Добавить сообщение

 
КРАТКИЙ И ПРИМИТИВНЫЙ (шоб поголовно всем ронятно) УРОК РИФМОПЛЁТСТВА


Стихотворение – это музыка в словах. И оправдания типа "это же написано на одном дыхании по велению души" не принимаются. Любой композитор, сочиняющий музыку по велению души, пользуется нотной грамотой и правилами гармонии. Иначе никакое вдохновение не поможет создать шедевр. В стихах – то же самое. Каким бы хорошим ни было содержание, ему нужно придать хорошую форму. Не принимаются также возражения типа "оно так в момент вдохновения написано, поэтому менять не хочу". Если художник станет писать картины только в моменты вдохновения, то они будут, мягко говоря, незаконченными. Или же, если скульптор нанесёт пару ударов резцом по глыбе мрамора и скажет, мол, статую дорабатывать не буду, восемь минут вдохновения прошли!.. Чтобы создать хорошее произведение, нужно трудиться. Даром ничего не даётся.

РИТМ

Для начала поговорим о ритме, вернее, о его несоблюдении как наиболее распространённой проблеме. (Если пишете текст песни, то всё нижесказанное можно считать необязательным – в песнях слова подчиняются ритму музыки и мотиву. Ещё Джон Леннон сказал что, в отличие от стихов, тексты песен может писать каждый.)

Ритм всего стихотворения обычно формируется по первой сточке. Она является продуктом фантазии и минимум наполовину предопределяет дальнейшее.

Строки "по-научному" измеряются стопами. Например, придумаем какую-нибудь строчку:

"Давно пора идти домой"

Анализируем схематически. Ударные слоги сплющились от удара, безударные остались ноликами:

"ДавнО порА идтИ домОй"
0_ 0_ 0_ 0_

Если углубиться в теорию, то это четырёхстопный ямб (кому интересно, можете прочитать о стопах, ямбе, хорее, амфибрахии и т.п. в Лаборатории рифмы здесь на сайте). Стопа здесь состоит из двух слогов: 0_ и повторяется четыре раза. Итого: восемь слогов с ударениями на чётных. Вот и весь размер! Несложно? Проще простого!

Ударение нигде не выпало (оно имеет право выпадать, но только если это не режет слух и не слишком сильно портит общую картину) и не совпало в двух соседних словах – но о тонкостях говорить пока рано – с ритмом всё в порядке.

Обязательно ли теперь во всём стихотворении придерживаться этого самого четырёхстопного ямба… э-э-э… прошу прощения, восьми слогов с ударениями на чётных? Вовсе нет. Строки могут быть разной длины. Можно добавлять и убирать стопы… э-э-э … то бишь пары слогов (в данном случае: 0_ , безударный + ударный), можно заканчивать строку безударным слогом, который безударен по причине своей нечётности:

"ДавнО порА идтИ за пИвом"
0_ 0_ 0_ 0_ 0
"ПромОлвил ВAся"
0_ 0_ 0

Вот поэтому я и сказал, что первая строчка предопределяет дальнейшее лишь отчасти. С появлением второй строчки картина уже становится более ясной. Структура первого четверостишия намечается такая:

0_ 0_ 0_ 0_
0_ 0_ 0
0_ 0_ 0_ 0_
0_ 0_ 0

Но и сейчас вовсе необязательно придерживаться этой структуры. Можно, например, так:

0_ 0_ 0_ 0_
0_ 0_ 0_0
0_ 0_ 0_ 0_
0_ 0_ 0_ 0_
0_ 0_ 0

Главное – не коверкать уже более менее сформировавшийся ритм. Если вы начнёте строчку с ударного слога, то от ритма останется пшик. Ибо с ударного слога начинается хорей, а не ямб, а мы пишем стих о Васе ямбом. В хорее ударными являются нечётные слоги… впрочем, меня снова понесло на теорию :)

Лучше всего, пока не наберётесь опыта, рисовать себе на бумажке схему, определившись с количеством и последовательностью ударных и безударных слогов. А затем в этот шаблон подбирать слова и рифмы, о которых будет отдельный разговор и отдельная тема печали :)

Итак, выводим правило: бессмысленного столпотворения ударений следует категорически избегать! Чередование ударных и безударных слогов должно быть упорядочено! Независимо от количества слогов в строке.

Возьмём более сложную последовательность ударных и безударных слогов:

В холодной снежной пустыне
Твоих одиноких снов
Со временем боль остынет,
В плену ледяных оков.
(Андрей Поляк)

Как видим, в первой строчке последовательность - совершенно на усмотрение автора. Как захотелось, так и написалось. Вторая строка – несколько по другому, но в гармонии с первой. А следующие строки подчиняются заданному ритму, как миленькие. И, соответственно, ритмическая схема четверостишия (каждого в этом стихе!) выглядит так:

0_0_00_0
0_00_0_
0_0_00_0
0_00_0_

Что не является ломкой ритма, так это цезура – пауза внутри каждой строки. Изобразим эту паузу вертикальной чёрточкой. Пример, может, и не самый удачный, зато весьма наглядный:

"Ой, цветёт калина | в поле у ручья,
Парня молодого | полюбила я"

Анализируем:

_0_0_0 | _0_0_
_0_0_0 | _0_0_

Видим, что и до, и после паузы последовательность и количество ударных и безударных слогов строго соблюдено.

Можно даже безболезненно разорвать каждую строку на две самостоятельные (что, кажется, и было сделано в оригинале).

Если у вас первая строчка с цезурой, то теперь уже деваться некуда – придётся делать внутреннюю паузу во всех остальных. Иначе – грубейшая ломка ритма.

Выводим следующее правило: назвался груздём – полезай в кузовок! Цезура – либо в 100% строк, либо в 0%…

Конечно, самое главное – прочитать написанное вслух. Язык нигде не спотыкается, из слов получилась музыка?

Поверьте, читатель ваши старания непременно оценит.


---------------------

Продолжаю свои попытки объяснить начинающим поэтам азы стихосложения. Снова постараюсь изъясняться максимально доступным языком. О ритме мы уже здесь поговорили, настала очередь рифмы.

РИФМА

важно вот что: сделать стихи музыкальными. Не секрет, что музыка бывает разной, некоторые мотивчики кажутся очень назойливыми, и слушатель переключается на другую радиостанцию.

Будем рифмовать так, чтобы не было назойливых повторов. Для упрощения нашей задачи на время забудем все виды рифм и оставим только два: рифма точная и рифма неточная.

Точная рифма в силу своего названия предполагает точное совпадение, например: "палка - галка".

Неточная рифма: всего лишь созвучие слов. Пример: "пламя – память", " белый - мелом". Такой вид рифмы имеет свои подвиды, типы, сорты, градиенты и прочие досужие классификации. Пока не будем забивать себе этим голову. Ну на кой ляд вам знать, что такое, например, "ассонанс"?.. :)

Правило номер один: неточная рифма красивее и лучше точной, потому что гораздо более выразительна и не так назойлива, как точная. Одна из составляющих таланта – подбор красивых неточных рифм.

Правило номер два: неточную рифму лучше подбирать в контесте звучания всей строфы. Или хотя бы пары рифмуемых строк. То есть, оценивать звучание всего фрагмента стиха. Поэтому, кстати, удачный подбор не такой уж и лёгкий. Да и не угодишь всем вкусам! Кому-то подбор покажется… ммм… странным, особенно при желании хоть к чему-то придраться… Но пробовать всё равно нужно!

Правило номер три: точная рифма или нет, но нужно стараться рифмовать разные части речи. Например, вместо " палка - галка" будет гораздо лучше восприниматься "палка - жалко", то есть "существительное - наречие" вместо пары существительных.

Допустим, у нас четверостишие. Обозначим одну рифму как "а", вторую – "б". Рифмовка бывает параллельная (аабб), перекрёстная (абаб) и опоясывающая (абба). Это просто. А что не очень просто, о том читайте в следующем правиле!

Правило номер четыре: точная рифма будет казаться менее назойливой при перекрёстной рифмовке, потому что между двумя рифмуемыми строками вставлена другая строка (абаб). А если вставлено даже две строки, как при опоясывающей рифмовке (абба), то это вообще прекрасно!

Из вышесказаноого следует, что для рифмовки соседних строчек весьма желательно подбирать неточные рифмы.

Если честно, то чем больше талантливо подобранных неточных рифм, тем, соответственно, красивее произведение. Конечно, и без точных рифм никак не обойтись, но даже их можно сделать не такими назойливыми, как "палка - галка". Например, рифмуя разные части речи.

Следует отметить, что правила желательны, но их нарушение не предусматривает никакой ответственности :) Главное, чтобы получилось красиво, мелодично и плавно, а как вы этого добъётесь - это уже ваша личная задача и ваши личные творческие муки :) Универсальных рецептов в поэзии нет, это же не приготовление борща :)

-------------------------

КОМПОЗИЦИЯ

Сейчас будет песенка про космонавтов :) Или сказочка? Или даже баллада?

Гм… Сначала, нужно разобраться, что это будет: лирика или эпос, песенка или повествование (да, именно песенка, ибо "лирика" – изначально это то, что "поют под аккомпанемент лиры", вот так-то!) Потому что для эпоса обязательными компонентами являются: а) сюжет; б) композиция; в) проблематика. То есть, для любого эпического произведения, будь то маленький рассказ или большой роман, нужно в первую очередь придумать проблему, которую будут решать персонажи. Началась эта проблема – вот и завязка повествования, первый из главных элементов композиции (до завязки может быть, например, экспозиция – когда автор знакомит читателя с героями и местом действия). Проблема разошлась вовсю – это кульминация. Ну и, наконец, оная проблема как-то решена – вот вам и развязка (тоже, кстати, оновной элемент композиции, хотя дальше ещё и эпилог может быть). Развитие сюжета построено, эпическое произведение состоялось.

Следовательно, если вы пишете, например, эпическую поэму (да, эпос можно смешивать с лирикой!), то вам придётся использовать вышеуказанные основные элементы. С кульминацией немного сложнее – если роман или поэма очень большие и охватывают, соответственно, большой период времени, то этих самых кульминаций может быть несколько. Своя собственная для каждой части произведения. А затем самая мощная для всей нетленки.

То же самое и с балладой. В оной присутствует хоть какой-то сюжет, даже если она небольшая. То есть, о чём-то рассказывается. О подвигах каких-либо героев, о великих и не очень деяниях и прочих интересностях. Ну, хотя бы о приключениях Васи Пупкина в пункте приёма стеклотары :) А как построить сюжет композиционно – вы уже прочитали выше.

Теперь о лирике.

Сюжета в ней может не быть практически вообще. Потому что лирика – описание чувств, переживаний, душевных состояний и т.п. Однако это вовсе не означает, что нужно совсем уж пренебрегать композицией.

Что такое композиция в лирическом стихотворении? Это построение системы художественных образов. Завязки действия нет, но зато с помощью картинок, нарисованных словами, автор вводит читателя в мир своих чувств. Чем удачнее образы, тем быстрее читатель проникается настроением, хотя это весьма субъективно. Далее, в основной части произведения, поэт продолжает рисовать, гармонично переходя от образа к образу. И завершает произведение самым важным, самым запоминающимся образом – либо возвращает к первому образу, который теперь будет восприниматься уже по-другому, либо как-то ещё оформляет финал.

Впрочем, что-то мы с вами сегодня слишком серьёзны. Пора разобрать обещанную песенку про космонавтов как наглядный пример композиции.

Итак, первая часть – вступление, где автор вводит читателя в тему:

Когда метеорит развалит крышу,
На небо посмотри над головой.
Там космонавты, гор высоких выше,
Свой совершают подвиг трудовой.

Теперь с местом действия и с самими действующими лицами всё ясно, не так ли? Вступление состоялось, далее идёт основная часть произведения в двух четверостишиях, где развивается тема:

Им нелегко в пространстве безвоздушном
Среди лукавых инопланетян.
Радируют: "Спасите наши души!
Туманность - это вовсе не туман!"

Земля ответит: "В интернет зайдите!
У вас же есть компьютер на борту!
Побольше разного оттуда загрузите -
И снова покоряйте пустоту!"

А после этого следует логическое завершение этого произведения – и, соответствено, финальная группа художественных образов:

И храбро ловят за хвосты кометы
Ребята бравые, галактики гроза,
Рискуя врезаться в ближайшую планету,
Когда в ракете вдруг откажут тормоза.

Всё, песенка завершена! аплодисменты необязательны – звуковые файлы с овациями режиссёры наложат при монтаже :)

Теперь о проблематике. В лирике оная имеет место быть! Если нет проблемы и ничего не беспокоит, то автор за стих вообще не возьмётся :) Проблема описывается с помощью системы художественных образов, а не развития сюжета. Завязка-кульминация-развязка необязательны, но композиция может присутствовать – для расстановки оных художественных образов так, чтобы вести читателя по миру своих чувств и эмоций подобно тому, как в эпических произведениях автор ведёт читателей по перипетиям сюжета.

Ах да, ещё один момент. Может ли отсутствовать сюжет в прозе? Может, если это прозаическая миниатюра. Или же так называемое "стихотворение в прозе", хотя этот термин многим и не нравится. Суть в том, что система художественных образов такая же красивая и поэтичная, как в стихотворении. И желательно, чтобы оная система была соответсвенно организована.

Кроме того, внутри эпических произведений могут быть лирические отступления – описания чего либо, что, конечно, уместно в контексте всего произведения, но своего собственного сюжета не имеет и, соответственно, сюжетной линии не формирует.

Если резюмировать всё вышесказанное, то желательно, чтобы лирическое произведение, хотя и бессюжетное, производило впечатление единого целого.

Такая вот вышла… нет, не сказочка. Ежели она была бы таковой, то можно было бы сказать: "Сказка – ложь, да в ней намёк…" Однако, раз уж это, как указано выше, не сказка, то и намёка практически никакого нет. Можно прочитать и забыть, не делая для себя никаких выводов :)

---------------------------

ПАФОС

Пафос как литературоведческий термин – это не совсем то же самое, что и в повседневной жизни. (Обычно, если кто-то декламирует стихи или произносит какую-то речь эмоционально и с выражением, то мы говорим, что он делает это с пафосом.)

Пафос в литературе – это эмоциональное наполнение каждого предложения, каждой строчки и даже каждого словосочетания. Причём, достигается оная эмоциональность не декламацией вслух, а синтаксическими и лексическими средствами… ну вот, без страшных научных терминов снова никак не обойтись :)

Поясняю настолько просто и доходчиво, насколько могу.

"Белоснежные облака плывут" и "плывут облака белоснежные" – простая перестановка слов, а уровень поэтичности резко повышается :) То есть, с помощью вышеуказанной перестановки мы изменили пафос предложения, его эмоциональность.

Далее. Чтобы передать настроение, мы подбираем адекватные слова из синонимического ряда... то есть подходящие синонимы. Сравните два предложения:

"Ваза упала и разбилась на мелкие кусочки."

"Ваза грохнулась и разлетелась вдребезги."

Первое – сухая констатация факта, совершенно нейтральный пафос. Второе – уже чувствуются эмоции рассказчика.

Итак, для создания нужного пафоса мы 1) подбираем подходящий лексический материал… эээ… прошу прощения, подбираем подходящие слова; 2) …эээ… удачно расставляем слова в предложении. Чтобы сразу чувствовались наши эмоции – даже без прочтения вслух! И чтобы человек, который будет декламировать ваши стихи, тоже почувствовал вышеуказанные эмоции и адекватно воспроизвёл их в аудиовизуальной форме :)

Теперь об ошибках. Самая крамольная из них – неровный пафос. Грубо говоря, когда начали за здравие, а закончил заупокой. Или наоборот.

Пример приведу из одного старого советского учебника по литературоведению (называть его не буду! Не хочу рекомендовать книжку, где солидный профессор высказывает на полном серьёзе перлы вроде "анализ языка предшествует анализу текста"… впрочем, я сильно отвлёкся). Не со всем в этой книжке можно разобраться безболезненно для психики :), но пример хороший. Для удобства понимания вставлю в месте раздела двух видов пафоса троеточие:

"Несомый быстрыми конями, рыцарь низвергся с колесницы … и расквасил себе рожу."

Посмеялись? :)

Теперь анализируем.

"Несомый быстрыми конями, рыцарь низвергся с колесницы " – напыщенный, вычурный стиль изложения, и пафос соответствующий.

"Расквасил себе рожу" – грубоватый просторечный стиль, и пафос такой же.

Вот что случается, когда, смешивают несовместимое.

Соответственно, если вы хотите насмешить читателя, то можете написать что-нибудь вроде: "у пристани стояли изящные, горделивые фрегаты … и прочие плавсредства". Но если произведение серьёзное, то лучше этого не делать.

Резюмируем.

Пафос должен быть таким, чтобы читатель проникся настроением даже без эмоциональной декламации вслух.

Пафос в серьёзных произведениях лучше делать равномерным (или менять гармонично) от первой до последней строчки.

Пафос выражается графически (то есть письменно, а не вслух) с помощью лексическо… эээ … с помощью подбора подходящих слов и адекватной их расстановки :)

Нужно ли со всем этим мучиться? Не нужно! Просто принять к сведению.

14:29 24/04
Сообщение:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло. Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Сайт: Логин: Пароль:
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.