Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль

Добавить сообщение

 
Да некогда мне всё нумеровать, упорядочивать и где-то размещать. Я нынче стихов почти не пишу (только если надо в повесть эльфийские песни впихнуть), стихами не занимаюсь и поэтом себя не считаю.

Вот на закуску немного стилистики и лексикологии:

----------------------

К сожалению, в этой заметке мне никак не обойтись без кошмарных научных терминов :) Поэтому немножко потерпите, ведь ознакомиться с художественными средствами было бы весьма полезно.

Итак, начинаем.

Эпитеты

Это определения (например, прилагательные: большой дом, зелёный чай). Служат не только для передачи информации, но и для украшения, для создания ярких и живых образов: синее море, вольный ветер и .п.

Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и
а) существительные: царь-батюшка;
б) существительные с прилагательными: баба Яга – костяная нога;
в) качественные наречия: сладко кушать.

Есть и так называемые постоянные, то есть традиционные эпитеты вроде "добрый молодец", "красна девица", которые уже всем надоели и считаются штампами :)

Сравнения

Сопоставление одного предмета с другим, имеющим какие-либо сходные черты.


И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
(Лермонтов)

Сравнения используют для объяснения менее знакомого понятия с помощью более знакомого и, как следствие, создания понятного читателю художественного образа. Человеку, который никогда в жизни не видел походку верблюда, легче себе представить сие зрелище, когда оная походка сравнивается с челноком в море. Естественно, сравнивать знакомое с незнакомым не имеет смысла.

Тропы (греч. tropos - оборот).

Это не те тропы, которые тропинки. И не те, что тропики :) Это слова и целые словосочетания, которые используют в переносном смысле. Далее следует описание этих самых троп.

Метафора

Переносное значение на основе сходства впечатлений. Например, шум урагана напоминает вой волка, поэтому: ветер воет. Или, если у человека характер очень твёрдый, то железный человек.

Аллегория

Берём метафору и расширяем её вплоть до размеров небольшого рассказа. Обычно это пословицы ("Разумный слово скажет, как рубль подарит"), басни, притчи. Аллегорически, например, изображены персонажи басен Крылова. Под разными зверушками мы понимаем разные хорактеры, типы личности.

Олицетворение

Тоже основывается на метафоре. Неживому приписываются свойства живого, например, вот так поэт изображает зиму:

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
(Державин)

Метонимия

Это когда понятия заменяются на основе их тесной связи.
1. Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
2. Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
3. Автор - произведение: читаю Пушкина
4. Владелец - собственность: сосед горит!
5. Материал - вещь: весь шкаф занят серебром;
Очень популярное художественное средство, употребляется практически постоянно.

Синекдоха

Это количественная замена. "Крокодил не ловится, не растёт кокос," – пел Андрей Миронов в фильме "Бриллиантовая рука." Понятно, что имеется ввиду не один крокодил и не один кокос.

Антономасия

Вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Рокфеллер (вместо "богач"), Геркулес (вместо "силач") и т.п.

Гипербола

Это попросту преувеличение. Например, безбрежное море.

Литота

А это, наоборот, преуменьшение.

Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)

Ирония.

Говорим одно, но имеем ввиду противоположное.

Ах, какой молодец, что разбил тарелку! Бей теперь весь сервиз! А у меня ещё и чашки есть, тоже можешь разбить!

Сарказм

Язвительная насмешка. Гораздо сильнее иронии. И, в отличие от иронии, совсем необязательно имеется ввиду обратное (увы, в этом пункте определения сарказма многие путаются). Так, когда герои Джером К. Джерома стряпали ирландское рагу ("Трое в лодке, не считая собаки") и клали в котёл мешанину из продуктов, то пёс притащил крысу. Словно издевался, мол, а это в ваш кулинарный шедевр не хотите положить?

От троп (не путать с тропинками, а также с тропиками!) переходим к фигурам.

Фигуры

Это когда писатель или поэт отступает от общепринятого строя речи.

Например, Обращение (или апострофа) – когда ккому-то взывают:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?
(Пушкин)

Повторение

Вертится одно и то же в голове у автора, вот и просится одно и то же на бумагу. Иногда получается красиво.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла...
(Никитин)

Усиление (градация)

Расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. Иными словами, нагнетание, накачка.

"Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

Противопоставление (антитеза)

Всё познаётся в сравнении, и, чтобы познавалось лучше, читателя ошарашивают ярким контрастом. То есть, слово лучше слышно в тишине, а свет ярче сверкает в темноте.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики...

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог.
(Державин)

На этом пока ставим точку. Берите и пользуйтесь, но только так, чтобы получалось красиво, со вкусом :)
12:25 25/04
Сообщение:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло. Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Сайт: Логин: Пароль:
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.