Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль
Анонсы
StihoPhone.ru

Добавить сообщение

 
Не спится, няня...

"Что такое графомания? Кто такой – графоман?" - Стенкин Георгий здесь:
http://zhurnal.lib.ru/s/stenkin_g/grafom.shtml

И его же: Почему Сейчас – Так Много Поэтов?
http://zhurnal.lib.ru/s/stenkin_g/poet.shtml

Вот как определяет графоманию одна из редакториц литературного редактируемого альманаха "Снежный ком":
Графоманам ... просьба не нарушать мой хрупкий покой.
Как понять, что Вы графоман? — Очень просто. Если Вы штампуете по 400 произведений в год, поёте себе сами под разными никами хвалебные оды на весь Интернет или выдираете их из контекста сказанного кем-то — Вам в сад. Тёмный, глухой и надолго. Туда же отправятся люди с политическими манифестами и относящиеся к русскому языку, как к подворотне.

Выдержки отсюда: http://revyakin.com/rozanova/07.htm
ГРАФОМАНИЯ: СИМПТОМЫ И ТЕЧЕНИЕ
Среднее арифметическое опроса привело к тому, что все писатели - графоманы, но не все графоманы писатели. По той же логике, утверждение, что "плохому танцору яйца мешают" вовсе не означает, что хорошему танцору они же помогают. Я задала два, на мой взгляд, основных вопроса: "Чем отличается писатель от графомана?" и "Должно ли среди прав человека быть право каждого считать кого угодно графоманом невзирая на титулы?"

Мария Арбатова: "Писатель отличается от графомана в той же мере, в какой алкоголик отличается от пьяницы. Один хочет не пить и не пьет, другой хочет не пить и все равно пьет. Как писателя, графоманы меня раздражают своим умением достигать те цели, на которое способен только неталантливый человек. Они же очень доставучие. А как психологу, мне понятно: пусть уж лучше графоманит, чем, к примеру, унижает своих близких. Признаки графомана - неспособность на прогресс, необучаемость, неумение работать над собой. Главный критик - время. Суровое, но справедливое. Из-за нашего советского прошлого у нас нет нормальных литературных критиков. Нам для выявления критериев нужно хотя бы сто лет спокойной жизни."

Григорий Горин: "Графомания, как любая мания, как наркомания - это болезнь. Ломка у графомана, когда его творчество не принимают, и единственный выход - это принять новую дозу творчества, то есть начать писать снова. Все пишущие азартно графоманят. Но есть те писатели, которые осознают: если есть возможность - не пиши и подключают свои сдерживающие центры. Я себя отношу к последним. Это как, если есть возможность - не кури. А негативное отношение к графоманам у нас от глупости. Мы любим все узаконенное, хотя бы критиками. У меня нет презрительного отношения к графоманам."

Константин Кедров: " Графоман - существо неаппетитное, хотя кого кем считать - это дело каждого. Другое вопрос, что общество преследует за неординарное суждение. Например, Пушкин - графоман. Суждения такого рода доставили мне массу неприятностей. Слово неординарность я бы даже заменил другим понятием субъективность. Человек не обязан быть во всем правым. Тем не менее, если бы я был диктатором, на площади бы запылали бы костры из книг графоманов. Впрочем, право на графоманство - это единственное из прав человека, которое в нашей стране соблюдается всегда."

Генрих Сапгир: "Графомания - понятие расплывчатое. Я помню песенку: "Толстой был тоже графоманом, у графа мания была". Считается, что тот, кто плохо пишет - графоман. А это может быть бездарный профессионал. Графоман - это тот, кто стремится писать не имея к тому ни малейших способностей. Подражание - не есть творчество, но и не графомания. Тем не менее, я за демократию: я бы наоборот, издал указ о праве каждого считать любого графомана гением."

Трудно словами объяснить, чем тепличный помидор отличается от солнечного, пока не укусишь. Говорят, правда, что искусственный помидор травит своего создателя. В сущности критериев графомании нет и быть не может, как не может быть единицы измерения таланта. Признание большинством и востребованность не могут служить такими единицами, иначе "Мурка" была бы куда более значительным произведением искусства, чем музыка Шнитке. Значит важен успех у элитной аудитории. Но это чаще всего случается после смерти. Ясно только, что настоящий творец не задается вопросом, признан он или нет. Сложно дать описание разницы подлинного и поддельного, но так же сложно одно с другим перепутать. Так нормальный мужчина отличает темпераментную партнершу от фригидной, сколько бы последняя ни симулировала африканскую страсть. Если с критериями графомании - непросто, то признаков графомании сколько угодно. Классический признак графомана то, что он очень серьезно относится к тому, что делает. Юмор в адрес своего творчества для него абсурден, как появление в шортах на симфоническом концерте. В любое время суток при нем находятся его творения, которые всем появляющимся в поле зрения он предлагает оценить навязчиво и одновременно с робостью, напоминая эксгибициониста в березовой роще. Самоирония всегда сопутствует творцу и ее начисто лишен графоман. Творчество, утверждающее собственную серьезность, обычно вызывает смех.

СТРАНА НЕПУГАННЫХ ГРАФОМАНОВ

Исторически очень понятно, почему большинство стремилось приобщиться к творчеству- человек, загнанный в рамки тоталитаризма, пытается расширить границы своего внутреннего мира. По логике Кости Потехина из кинофильма "Веселые ребята", "сегодня пастух, а завтра - музыкант". Подражать поэзии Пушкина было легче всего. Я не даю в данном случае оценочных категорий - хороша или плоха эта поэзия. Она может нравится или не нравится, но ее основная характеристика - это доступность для большинства. Есть поэзия, скажем, Г.Державина, которая более глубока и философична даже по оценке самого Пушкина. Именно поэтому она и сегодня слишком сложна для многих, чтобы сделать Державина национальным поэтом. В этом смысле и Лермонтов уязвим. "Народным" поэтом, как справедливо замечено мог стать и стал только Пушкин. Он породил невероятное количество посредственных поэтов, а посредственность - база тоталитаризма.

Вторая причина кроется в том, что, кроме СССР, нигде в мире графоманство не было государственной политикой. Графоманство может дать социальный статус, к примеру, могущественный членский билет Союза писателей. Отсюда такое количество желающих приобщиться. "Вы - писатель? - Ваше удостоверение." К тому же власти на руку, что в отличие от ворона, графоман графоману не то что глаз, а все, что сможет, то и выклюет.

Однажды группа американских поэтов собралась в Москве. Их со всех штатов их набралось человек 20. Они увиделись в первый раз и смотрели друг на друга глазами, почти слезящимися от умиления, что у них в их стране оказывается такое количество "белых ворон". Во всем мире стыдно что-либо делать плохо, в том числе писать плохие картины или плохие стихи. У нас, поскольку, "поэт - больше, чем поэт" писать плохие стихи менее позорно, чем не писать вовсе. Тем не менее, здоровое начало все-таки осталось в том, что слово "графоман" в России, сколько ни рассуждай, все-таки оскорбительно.
06:44 08/09
Сообщение:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло. Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Сайт: Логин: Пароль:
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.