Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль
Анонсы
StihoPhone.ru

Добавить сообщение

От freidom
 
Итак, мы обнаружили, прежде всего, что существуют различные видения каждого из нас о том, какими должны быть этические правила для пользователей литпорталов.
А самое главное, наглядно обнаружились противоречия между нормами международной этики в сети и нашими представлениями об этом.

Можно сказать, с уверенностью, друзья мои, что всякие поведенческие правила в каждой отдельно взятой деятельности – являются, несомненно, специфическими, и не могут быть ориентированы на точки зрения всех и каждого.
Но, есть мировая этика, есть история развития культуры, есть европейская и восточная философии. И есть современное основное правило морали. Исключая частности и множественные философские теории, в упрощенном виде определение морали звучит так: Мораль – есть то, что не причиняет зло другому человеку. Все, что несет собой моральный и физических ущерб человеку – то не мораль. Насилие, обман, финансовое закабаление, боль, нравственный и материальный ущерб, душевные переживания, причиненные сознательно и безапелляционно человеком в отношении какого-либо индивидуума – есть аморальное поведение.
А этические общепринятые мировые нормы сдерживают общество и каждого человека в отдельности от аморальных поступков, которые могут привести к трагедиям и драматическим переменам в плане деятельности и развития всего общества. То есть для того, чтобы каждый человек находился в пределах безопасного поведения и не стал угрозой для кого-либо – существуют этические каноны.
Ну хорошо, у нас у всех разные представления о современной этике и морали.
Так может старые «незыблемые» принципы помогут нам в этом?

Какие древние каноны, актуальные по сей день, мы можем использовать в качестве безукоризненных эталонов и руководств для того или иного сравнения, для той или иной оценки поступков и поведения?

Во-первых, клятва Гиппократа.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией, Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я ни дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также вручу ни какой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я в никоем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да и будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Во-вторых, фрагмент Библейской книги «Исход»

«1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».

В третьих, можно упомянуть Деловой Моральный Кодекс по Иудейскому Праву.

«Каждый из нас, просто человек, управляющий или служащий, имеет естественное стремление к благам и выгодам, известное как естественная склонность, подобное нашей необходимости в пище, одежде, сексе. Хотя эти нужды вполне законны, они должны соизмеряться с нравственными основами. Здесь не преследуется цели лишить людей этого стремления к благосостоянию, но нужно освятить его и сделать неотъемлемым правом.
Нижеследующий кодекс – попытка обеспечить людей моральными основами.

Справедливость и правосудие: эти два центральных принципа создают основу для всей нашей деятельности, связанной с делом. Другими словами, каждый должен не только блюсти букву закона [Торы], но и обладать правосознанием. Бог не только Король, но и Отец.
Имя Бога: Помните, что каждый раз, когда мы имеем дело с нашими клиентами, поставщиками и конкурентами, у нас есть масса возможностей и мы делаем огромный вызов себе и своей судьбе. Мы можем действовать так, что прославим имя Господне, или так, что оскверним его. Выбор за нами.

Сочетание с законом [государства]: Мы руководствуемся тем принципом, что законы государства должны быть соблюдены, если они не противоречат иудейскому закону. Поэтому мы должны всегда проверять, соответствует ли наша профессиональная деятельность законам страны, в которой работаем, какая бы она не была и независимо от того, наск5олько это нам трудно или дорого».

И наконец, этика Домостроя.

« 24. О неправедной жизни
А кто не по Бозе живет не по християньскому житию чинит всякую неправду и насилие и обиду силно отоимет, возмя не заплатит волокитою уморит, а молода человека во всем изобидит, а на суседьсьтве кто не добр, или в селе на своих християн или на приказе или на власти дани тяжкия, и всякие уроки незаконныя накладывает или чужую ниву попахал или лес посек или землю переорал или луг перекосил, или ловлю рыбную переловил или борти или перевесье и всякую ловлю, и всякое угодье неправдою и насилием сотворит или ограбит или покрадет или розобьет или кого чим поклеплет, или кого чим подкинет или чим ополичьнит или напрасно кого продаст, или в работу неповинных лукавьством или насилием охолопит, или непрямо судит или неправено обыскивает или накриве послушествует, или кающимся немилостив, или лошадь или всякую животину и всякое стяжание и села или винограды, или дворы и всякое угодие силою отимет, или дешево в неволю купит или ябедничеством вытяжет или корчемным прикупом, или лихвы, и всяким лукавным ухищрением, и неправедным собранием или росты и насъпы и мыта всякия неподобныя дела блуд нечистоту сквернословие, и срамословие, и клятвопреступление и ярость и гнев и злопамятство сам государь или государыня творят или дети их или люди их или крестьяне их, а они государи о том не возбраняют и не обороняют и управы не дают прямо и все вкупе будут во аде, а зде прокляти, ино во всех тех плодех не благословеных а от Бога не помилован, а от народа проклят а обидимии Богу вопиют а своеи души на погибель а дому тщета и все проклятое а не благословеное и носити, и ясти и пити то все стяжание и плоди не Божии но бесовские низходят во ад живы душа их тако творящих а от них всякого обилия и плодов от таковых неприятна Богу милостыня, ни при животе ни по смерти, аще хощете вечныя муки избыти отдаи неправедное обидимому, и каися вперед тако не творити со всеми своими еже есть писано скор Господь на милость Свою, истинно кающихся приемлет, и великим грехом свободу дарует.

25. О праведном житии.
О праведном житии аще кто по бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити
Аще ли в селех такоже и во граде и на соседьстве хто добр и у своих християн, или на власти, или на приказе праведъныя уроки в подобно время емлет, не силою и не граблением и не мучением а коли что не радилося а заплатити нечим и он наровит, а у суседа, или у своево християнина чево не достало на семена, или лошади или коровы нет, или государьские дани нечим заплатить ино ево ссудити и подмочи, а у самого мало ино заняти а о них болезновати от всея душа, а ото всякаго обидящаго беречи их в правде, а сомому и людем твоим отнюд никово ни в чем не обидети ни в пашне ни в земле ни в домашнем ни в каком запасе ни в животине, и всякаго неправеднаго стяжания не желати, благословеными плоды и праведным стяжанием жити подобает всякому християнину и видя Бог ваша добрая дела и такову милость и нелицемерую любов ко всем и правду во всем, и подаст Бог богатую милость, и гобину плодом и всякого изобилия умножит, и милостыня та от праведных трудов и Богу приятна и молитву их Бог услышит и от грехов свободит и жизнь вечную дарует».
Итак, у нас есть правила международной этики пользователей в сети, есть пример древнегреческих этических принципов, есть Библия, Иудейское Право, Домострой.

Что из всего этого является для нас эталоном, что мы могли бы назвать точно и бесповоротно этическими нормами, которых необходимо придерживаться абсолютно всем и без исключения?

Что для нас актуально и справедливо? На что мы можем опираться, чтобы ясно и точно назвать нелицеприятные вещи, такие как плагиат, опубликование личной переписки и дискредитации личности за убеждения, извращение информации, подделка рейтингов, размещение неопознанными пользователями (клонами) текстов и изображений авторов без их согласия, дезинформация по поводу личностей реальных людей, модераторский и административный произвол, т.н стукачество, когда клоны с помощью грязных наветов и кляуз выживают настоящих авторов с пространства литературных сайтов, - На какие исторические документы и древние или современные этические каноны мы с вами должны делать ссылки, чтобы назвать все выше перечисленное НЕЭТИЧНЫМИ и АМОРАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?

Какие еще можно привести эталоны, кодексы, сборники правил для того, чтобы четко назвать черное черным….

Отвечать и решать вам, уважаемые друзья.

Прошу прощения за объём.
21:01 14/10
Сообщение:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло. Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Сайт: Логин: Пароль:
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.