Литературный форум
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту: 
Новый Форум Правила форума Старый форум
Для зарегистрированных пользователей 3 сайтов
логин:
пароль:
сайт:
регистрация забыли пароль

Общение на литературные темы

От Grig
Общелитовцы, SOS! Хах.Давайте о литературе!!!!!!!
Друзья, ну сколько можно!!! Посмотрите на заглавие форума - ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Давайте хоть чуть чуть соответствовать. Предлагаю создать банк литературных проектов для обсуждения. Условие - не сбиваться на выяснение национальных и личных отношенй. Идеи есть?
13:11 23/10
показать пропущенные сообщения
От freidom
Продолжаем наш разговор о роли словесных рядов в композиции произведения.

Итак, мы с вами, друзья, обсудили словесные ряды в плане описаний места действия, на фоне которого строится сюжетная линия.

Теперь рассмотрим разные формы словесных рядов и их взаимодействие.

Помимо описания натуры, словесные ряды можно наблюдать и в развитии сюжета. В сценах, закручивании интриги, кульминации и развязке. Причем, словесные ряды могут быть как и разговорными, так и книжными.

Опять приведу отрывок из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова.

“Уж я доканчивал свой второй стакан чая, как вдруг дверь скрыпнула, легкий шорох платья и шагов послышался за мной; я вздрогнул и обернулся, - то была она, моя ундина! Она села против меня тихо и безмолвно и устремила на меня глаза свои, и не знаю почему, но этот взор показался мне чудно-нежен; он мне напомнил один из тех взглядов, которые в старые годы так самовластно играли моею жизнью. Она, казалось, ждала вопроса, но я молчал, полный неизъяснимого смущения. Лицо ее было покрыто тусклой бледностью, изобличавшей волнение душевное: рука ее без цели бродила по столу, и я заметил в ней легкий трепет; грудь ее то высоко поднималась, то, казалось, она удерживала дыхание.
Эта комедия начинала мне надоедать, и я готов был прервать молчание самым прозаическим образом, то есть предложить ей стакан чая, как вдруг она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах у меня потемнело, голова закружилась, я сжал ей в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками, шепнув мне на ухо: "Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег", - и стрелою выскочила из комнаты. В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу. "Экий бес-девка!" - закричал казак, расположившийся на соломе и мечтавший согреться остатками чая. Только тут я опомнился”.

В этом случае мы наблюдаем употребление книжных словесных рядов – “ я вздрогнул и обернулся, - то была она, моя ундина!”. Ясно, что здесь использована фраза заимствованная из какого-то известного в то время литературного источника, но обыграна и применена весьма к месту (об использовании крылатых выражений и книжных цитат в рамках самостоятельного произведения, я думаю, мы поговорим как-нибудь позднее.

И наконец, разговорные словесные ряды
но она, как змея, скользнула между моими руками, шепнув мне на ухо: "Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег", - и стрелою выскочила из комнаты… Экий бес-девка!" - закричал казак …”.

Вот, пожалуйста, вам пример разнообразия словесных рядов. Посмотрите, какие они разные, и казалось бы, конфликтуют между собой – и описание, и действие, и разговорная форма – однако при сложении этих форм получается одна целая композиция, которая увлекает читателя в дальнейшее развитие событий.

Кхм-кхм...
23:59 23/10
От Grig
А я, честно говоря, когда читал еще художественную литературу, обожал пейзажи - Пришвин, Паустовский, деревенщики нередко неплохо описывали пейзаж. Ну а уж в поэзии - "Осенняя пора, очей очарованье, приятна мне твоя печальная краса... " Ну как же это может устареть?
Прежде чем Алексей продолжит о словестных рядах, хочу поделиться одной мыслью - в копилку литературных тем. Не так давно были мы в театре "Гешер" на премьере "Двенадцатой ночи". Слушаю я заключительную песню шута и приходит мне неожиданно идея темы на форуме - "О шутовстве". Начиная с "Корабля дураков" Брандта, средневековыми шутами, вся галерея шекспировских шутов - философов, Шико, шуты Петра 1, все наши "гусли - самогуды" и даже шуты - флудильщики литературных сайтов.... Погуглил тему - просто очень интересная. Но сам вести не потяну - времни нет...
Тему о переводах провел н Избе, так что изюминка съедена...

00:25 24/10
От freidom

Мда... Ну вот, пожалуй, и всё.
Остальное вы можете прочитать в печатных изданиях о стилистике русского языка и литературы. В инете таких материалов в свободной электронной версии нет.
А я больше не стану тратить свое время на вас, уважаемые друзья.
Читаете Минаева, Багирова, Донцову, а еще лучше комиксы.
01:19 24/10
Гриша, вотЪ ты и открыл литературную тему.
а тему о шутовстве здесь, как впрочем и на избе, я тебе замечу, открывать не проще, чем оседлать тигра. :)

Переделкин, из юности помнится фантастическая юмореска, где герой попадает в мир, созданый писателями-фантастами и очень удивляется; почему люди ходят: один голый, но в гермошлеме, другой в одних горнолыжных ботинках, третий... а уж динамика сюжета какая...(ну ты понял?))
Если пишет гений, то и описание дуба, растянутое на три страницы, на всю жизнь запомнишь, ну а если... то извини, самый супер-пупер разухабистый сюжет забываешь не успев закрыть книжку.

Лёша, во времена Лермонтова небыло видеокамер, вот и приходилось обходиться художественным словом. :)
а если серьёзно, то с прогрессом мы что-то неуловимо теряем, находя нечто другое. Макклюэн много филосовствовал на эту тему.
Да и представь... вот летел бы Радищев из Петербурга в Москву на самолёте (да хоть ехал на Красной Стреле)) написал бы он своё "Путешествие..."? вот то-то и оно.
кстати, в современной прозе (особенно у постмодернистов)) используются самые немыслимые сочетания словесных рядов.

хорошо ты начал, да вот только рекомендованный тобой "круг чтения" немного меня покоробил (снобизмом отдаёт, знаешь ли))

Света, вот мне легче выразить мысль в рифме, она требует точности и краткости, а в прозе начинаю вязнуть, аки муха в патоке... уж чересчур много возможностей (Буриданова осла помнишь?))

Архип, Вы пишите, пишите... :)
01:58 24/10
От Grig
Игорь, привет! Я открыл не литературнуютему - это SOS! Скажу прямо, мне надоело, заходя на форум Общелита, читать и думать о ДОКе и его творчестве, так же как на Избе - о Ване Грозном. Посмотри, сколько авторов заходит на форум и для чего...
Тема не преследует целью развить ту или иную идею - скорее, собрать их (идеи), чтобы потом "раскрутить". Литературный же форум...
Даже из того, что прозвучало, мне например, крайне интересно, существует ли современная научная фантастика в России или она выродилась в Белянина?
Мне просто жизненно (!!!!!) необходимо понять, остаестя ли действительно место для пейзажной литературы, или она уступила свои позиции и служит только суррогатом для разбавления сюжета. Я, например, каждое утро, рулЯ на работу, вижу знакомый и тебе панорамный пейзаж на Старый Иерусалим... Я считаю, что мне повезло видеть эту красотищу каждое утро.Неужели это уже никого не интересует?
Тема шутовства, по-моему, объект не для одного обсуждения. Это может быть пластом для докторских диссертаций. Один шекспировский шут чего стоит. Песни и насмешки шутов становились фольклором. Шуты были уважаемыми людьми в обществе, успешными политиками, даже "королями самоедов" в России, кстати. А если дискуссию слить снова на "еврейский вопрос" в худшем смысле этого понятия, то и не стоит и открывать...
Мне-то кажется, для развития идеологии и авторской культуры на форуме именно эти темы должны пользоваться особой поддержкой и активностью со стороны редакторов.
Я понимаю, что эпохальная тема о ДОКе - для вас принципиальна, она Общелитополитическая , но большинству авторов, как мне представляется, она скушна,да и деструктивна по сути для творческой личности... Извините.
09:02 24/10
Т.е. Светлана, если высокий интеллект, то чтение про дуб на трёх страницах никого не утомит? Да гению и в голову не придёт описывать дуб. Я вот сколько читал Достоевского, а я только его считаю гением прозы, ни разу про дуб не читал. Единственно, что мне показалось не слишком уж сильным это "Записки из мёртвого дома". Тяжеловато читались, я всякий раз откладывал чтение на завтра, и дочитал только потому что Достоевский. Любого другого автора я тут же зафутболил подальше с таким стилем письма. Ещё Чехова люблю, хотя гением его не считаю. Но стиль его изложения мне нравится. Он кстати тоже не делал беспредметных описательств.
Например когда читаешь Стругатских, то стилистикой не восхищаешься и вовсе. Ребята были отличными фантастами, но как писатели разумеется послабее того же Чехова. Но таких авторов читаешь не потому что восхищаешься словом, а просто потому что интересно.

Переделкин-прозаик,
скромный российский писатель.
09:14 24/10
От svetlana_d
Игореш, мне кажется, что упоминая о трех страницах про дуб, ты имел ввиду Толстого? А мне нравится, только там не на трех страничках, а гораздо меньше.
При чем здесь интеллект и количество страниц описания одного и того же предмета? У каждого автора-классика своя изюминка, но не все они гении. Достоевский не описывает "дуб", но внешность и характерные черты описывает порой достаточно длинно - это его. Я не люблю Достоевского, возможно это ещё со школы, когда приходилось читать психологические произведения совершенно неподготовленными, а трактовка шла, в основном, на "маленького человека" и "революцию, которая неизбежна". Точно так же не терпела Маяковского с его "Левой, левой...", Горького за его "Мать", Чехова за скучищу сюжетов, которую преподносили как " падение морали мещанства" и много того, что моя душенька просто не понимала и чему противилась.
Зато взахлеб читала Сервантеса, Куприна, Алексея Толстого, Флобера, Лондона, Пушкина(Онегина до сих пор наизусть помню),Метерлинка, Гете, Руставели, Гамзатова, Окуджаву ...много чего. Спасибо бабушке, которая имела потрясающую библиотеку и привила мне любовь к чтению.
И потом, что есть Гений в литературе? Это значит выше уже ничего нет? Наверное так, но тут получается, что ты считаешь Достоевского гением, а я - нет. Да, Велик, но...Пушкин - гений!
Игорь Кинг правильно сказал, что в написании прозы можно "увязнуть", ежели вовремя не остановиться на каком-то эпизоде. Можно распахать, как ты говоришь, на три страницы, а получится ли гениально? Гениальность всегда в простом. В малом количестве строк можно так выразить мысль, настолько прекрасно, что вся картина становится ясна, да ещё и приводит в восхищение, мол как всё это автор видит. Выше приведены строки Лермонтова. Заметь, не на три страницы, а - шедевр. Сам знаешь, что смотришь на одно и то же, а видит каждый разное. Вот гении и улавливают ту паутинку, которая твоему глазу невидима.
Сейчас, мне кажется, литература более направлена в сторону сюжетной линии и менее попадаются странички с описательным характером, что очень жаль. Все, кто воспитывался на сказках(тех, не современных) имеют более широкое образное видение того же "дуба", а теперь, для многих, это просто дерево, на котором растут желуди, да и это знают не многие.
В поэзии осталось то, что так не достает в прозе. И сейчас встречаются исключительно великолепные по своей красоте образные сравнения...но читают её мало.
Не говорю огульно "под одну гребенку", но ....


Светлана, просто читатель.
18:46 24/10
Очень плохо, что Вы не любите Достоевского. Это для меня как нож по сердцу. А Пушкин, ну я не знаю. Я никогда всерьёз его не воспринимал и не читал, кроме сказок и поэм. Стихи у него слабые. Они может быть и хороши были для своего времени, но после поэтов серебряного века как-то не воспринимаются. Ну разве что как начальный этап.
Алексея Толстого я читал, очень тяжёлый слог у него. Что до Льва Толстого. То он не гений, а глыба. Я бы сказал так. Войну и Мир прочёл на одном дыхании, но на большее не хватило. Толстой любил описательства... Но конечно его читать приятно, это совершенно другой уровень. Астафьева люблю иной раз прочесть пару рассказов. Земляк-таки... :)
Что до прозы Лермонтова то я тоже не очень её люблю, как впрочем и его поэзию. Так скажем не поклонник.

Композитор и космонавт.
19:43 24/10
Достоевский это именно русский писатель. Он проникает в самое сердце русского человека. Я когда его читал, то находился в неописумом восторге, у меня было ощущение, что я читаю самую настоящую Библию. Братья Карамазовы меня просто потрясли. Гениальное произведение. Я долгое время после него не мог ничего читать. Просто не то всё было... не то.
20:02 24/10
От svetlana_d
"Братья Карамазовы" мне тоже нравятся, и "Идиот", и "Подросток", но...прочла уже постарше и НЕ забыла, но потрясение...Видимо что-то потрясло больше. Я читала в основном, как говаривали, Западную литературу и в раннем возрасте. Меня, помню, лет в 13 потряс роман "Джен Эйр" и "Замок Броуди". Совершенно выбил из колеи Эмиль Золя! Никогда не забуду описание момента, когда у старшего Ругона тлел живот, а он спал...так и сгорел во сне....
Достоевский велик, но...не люблю я его так, чтобы сходить с ума. Когда я его читаю, он давит, сильно давит....
21:01 24/10
Да я и не схожу с ума. В 13 лет я вообще ничего не читал, бегал во дворе, гонял футбол. В том возрасте на меня сложно было произвести впечатление. Карамазовых я читал уже лет в 30. Считаю, что это лучшее произведение и по языку и по мысли из классики.
14:50 25/10
<< < 1 > >>
Вернуться в список тем
 

Обсуждаем стихи, прозу, культурные события.